Он был глубокий, некоммерческий человек
Елена Карлаш
В концертно-выставочном зале Коммунарской детской школы искусств открылась выставка живописи нашего земляка, члена Союза художников Михаила Варфоломеева. 8 лет он работал педагогом в этой школе, но свои работы выставлял только в совместных вернисажах с другими преподавателями. Первая персональная экспозиция стала выставкой памяти художника, жизнь которого трагически оборвалась весной прошлого года.
Уже несколько дней на стенах школы – пейзажи Коммунара и близлежащих деревень, натюрморты и портреты. В общей сложности полтора десятка картин кисти Михаила Варфоломеева. До мая прошлого года он жил в Лукашах. Там осталась его мастерская, где Михаил организовал воскресную школу живописи для детей и подростков. Из богатого художественного наследия, оставшегося здесь, и были отобраны картины для этой экспозиции.
«Здесь – его ранние работы, которые он написал в период деятельности в нашей школе. Потом у него взгляд очень изменился, восприятие жизни стало философским. У него есть серия картин «Поездка в Италию», она совершенно другая, в стиле импрессионизма. А первую экспозицию мы хотели сделать выставкой светлой памяти начинающего, но уже профессионального художника», – рассказал Андрей Церр, директор Коммунарской детской школы искусств.
То, что работы Михаила Варфоломеева представлены на суд зрителей именно в этой школе искусств, – не случайно: после окончания института имени Герцена и двух лет преподавания в нем 8 лет художник работал педагогом в этой школе.
«Он был очень глубокий человек. Просто так картины не писал, под заказ не работал. Писал только то, что ему близко, дорого, что трогало за душу. У него много пейзажей, которые мне очень нравятся. Чистый, глубокий и некоммерческий человек был», – говорит Андрей Церр.
По словам Андрея Церра, эта экспозиция – первая, но не последняя выставка работ Михаила Варфоломеева. Директор Коммунарской детской школы искусств говорит, что наступивший год здесь хотят сделать годом памяти художника, а потому ближе к весне эту экспозицию сменит другой, совершенно не похожий на нынешний, вернисаж работ Михаила Варфоломеева.
Художник живет в своих полотнах
Маргарита Захарова
Выставка живописных работ петербургского художника Михаила ВАРФОЛОМЕЕВА разместилась в галерее "Арт-холл".
Михаил родился в 1963 году в Наро-Фоминске, а детство и юность провел в Нарве, где и получил первое художественное образование. Затем была учеба в Рязанском художественном училище, а потом - педагогический институт имени Герцена. Кстати, за дипломную работу под названием "Продавец птиц" автор удостоился оценки "отлично с похвалой". Несколько лет Михаил преподавал живопись в родном институте, потом работал в школе искусств в Коммунаре (Ленобласть), учил старших детей живописи, рисунку, композиции. А в 2004 году его местом работы стала детская художественная школа в Пушкине.
Мастерская художника в поселке Лукаши всегда была открыта для всех желающих. Михаил организовал в ней воскресную студию живописи для детей и подростков. По признанию его учеников, Варфоломеев был талантливым педагогом, многие из его воспитанников стали профессиональными художниками и дизайнерами.
К сожалению, менее года назад Михаил Варфоломеев трагически погиб, поэтому его творческое наследие представила выборжцам жена Светлана, а также его друзья и ученики.
Елена БИЧЕВИНА, художница:
- Несмотря на то, что мы с Михаилом были знакомы с института, как художник он для меня всегда оставался загадкой. По моим воспоминаниям Миша с юности был настроен стать настоящим профессионалом. Из представленных сегодня работ автора мне понравилась венецианская серия, которую Варфоломеев написал, прожив в Италии всего 30 дней. На мой взгляд, в его работах нет ни одного пятнышка, взятого случайно, - все сочетаемо и гармонично.
Елена СИНИЦЫНА, художница:
- Мы работали с Михаилом бок о бок, поэтому мне знакомы истории многих его картин. Я даже пыталась подсказывать ему, как будет лучше смотреться тот или иной сюжет... К счастью, Миша меня не слушал, а делал так, как считал нужным. Я счастлива, что художник Варфоломеев – наш современник.
Сергей ГРУЗДЕВ, художник:
- Михаил всех вокруг заряжал положительной энергией. Когда мы учились в институте, он был той самой батарейкой, которая создавала вокруг себя жизнь, движение. Помню, как в его комнатке № 26 в студенческом общежитии собирались все молодые художники, творили, обсуждали, мечтали... Дважды мы вместе выезжали на пленэры: в Абхазию и Хибины. Миша никогда не падал духом и всегда много работал.
По словам профессиональных художников, яркое выразительное творчество Михаила Варфоломеева открывает зрителю исключительно индивидуальный подход автора к искусству. В основе его творчества – дух противоречия, приводящий автора к определенным художественным высотам и философскому осмыслению жизни.
Его творчество можно условно поделить на три периода, имеющие разные характеристики. Для раннего периода, тяготеющего к академизму, характерны вечность, спокойствие и открытость. Совсем другое можно наблюдать в итальянской серии работ – это поиск цвета, экспрессии, свойственных импрессионизму. А в более позднем периоде творчества Варфоломеева появляется стремление уйти к новым для себя направлениям. Творчество этого замечательного художника близко каждому зрителю оттого, что в нем прослеживаются черты русской живописной традиции.
Михаил Варфоломеев - член Союза художников Санкт-Петербурга, много выставлялся, его картины представлены в частных коллекциях России и зарубежья.
Глаза картин Варфоломеева
Светлана Логинова
Необычная выставка открылась на днях в «Арт-холле» центра «Эрмитаж-Выборг». Экспозиция работ Михаила Варфоломеева - посмертная, посвященная его памяти. При жизни художника многих его картин, как рассказали сокурсники, они даже не видели. Несмотря на то, что он выставлялся ежегодно на осенне-весенних выставках в Союзе художников, персональных не было ни одной. Считал, что ему нечего показывать.
Как рассказывала его жена Светлана, многие работы переделывал неоднократно в течение пяти лет, говорил «пусть постоят пока». И даже для близко знавших его, часть наследия оказалась открытием. Последний из «динозавров», он не хотел писать на продажу. И практически этого не делал. Ходовые «Подсолнухи», которые просили знакомые «повторить», он искромсал ножом, не желая идти на поводу у коммерции. Они также были представлены в «Арт-холле». Выборгские художники, разглядывая его картины, увидели за ними ту свободу творчества и честность, к которой стремится каждый живописец. Не всегда и не у всех это получается.
Варфоломеев родился в Наро-Фоминске, детство и юность провел в Нарве, закончил Рязанское художественное училище, а потом поступил в Ленинградский пединститут имени Герцена, на худграф. Преподавал в детской школе искусств поселка Коммунар Ленинградской области с 1996 по 2003 год, в 2004 году - в художественной школе Пушкина, а потом - в своем родном институте на кафедре живописи. В деревне Лукаши, где они последние годы жили всей семьей, у него была мастерская, открытая для всех. Его сокурсники, неоднократно приезжавшие в галерею «Арт-холл» - помочь выставить работы, а потом - на открытие выставки, отмечали, как их поразил в свое время профессиональный подход к творчеству Варфоломеева: практически сразу он обзавелся мастерской.
Приехала и директор художественной школы из Пушкина. Она рассказала, что он был в какой-то мере человеком-загадкой. Безусловно, очень сильной личностью, постоянно ставившей перед собой творческие задачи и постоянно решавшей их. Обладал хорошим чувством юмора, но проявлял его по настроению. И в то же время, был иногда странно не уверен в себе. На предложение принять участие в выставке говорил, что ему нечего показывать. Приехала его ученица из поселка Коммунар, которая, благодаря ему, тоже поступила на худграф института имени Герцена, и здорово обрадовалась, когда узнала, что курс будет вести ее бывший учитель.
Картины для выставки отбирали Светлана Варфоломеева и Елена Бичевина, его сокурсница, постоянный участник арт-холлловских вернисажей. Постарались представить наиболее яркие работы разных периодов. В Коммунаре открылась экспозиция его ранних работ.
Первое, что привлекает - портреты. У людей на них - такие глаза, что очень долго всматриваешься в каждого. Вот - Юра-наровчанин, с сигаретой в тонких пальцах и пепельницей в другой руке. В глазах - какая-то вселенская тоска, но и надменность присутствует. Надменность знания. В моем представлении - это харизматичный, обобщенный образ интеллигента 70-х, 80-х, интеллектуального мачо. Светлана подтвердила, что Михаил всегда создавал образ, а не просто писал портрет. Как на старинных полотнах - за каждым угадывается какая-то история. Вот один из первых - жена в одеянии Серебряного века, с длинным мундштуком в руке. Она рассказывает, что здесь - еще игра, перевоплощение модели в другого персонажа. А лицо словно живет отдельно, не сочетаясь с манерностью позы.
В зрелых работах (третий этап творчества) - уже собственный, неповторимый стиль. Хотя на мой взгляд, во всех портретах есть некий отсыл к литературе. В портрете друга Ильи угадываются черты хемингуэевских героев. Вместе с тем, это вполне конкретный персонаж со своим характером - тоже художник, работал в порту грузчиком... Портрет Ирины - изломанность линий и некая выпуклость образа. Прозрачные глаза красавицы в сочетании с рыжими волосами... Светлана отметила, что здесь начало, переход к сугубо индивидуальной манере письма. Сама художник, она прекрасно понимает, как сложно найти себя, какую титаническую работу нужно для этого проделать. В девяностые Михаил два года пытался работать на продажу, и картины, в самом деле, покупали. Нопотом был просто энергетически опустошен. Как рассказывает Светлана, было и еще предложение от одной галерейщицы на покупку нескольких картин. Но невозможно продать творческие работы, в которые вложено так много души и сил. Они остаются с художником. Продавали то, что писалось с целью продажи.
О пейзажах - у каждого свои впечатления. Кого-то привлекли итальянские виды, которые почему-то непривычны, неузнаваемы, а кого-то - очень среднерусская весна, с прозрачным воздухом и ощущением ожидаемой повторяемости бытия...
И - горы. Кто их только не писал. Но вот такое радостное трепетание в груди от мощи и величия, и еще чего-то очень знакомого, но изображенного непривычно рельефно, бывает далеко не всегда.
В последний год жизни, как говорит Светлана, он стал писать портреты умерших родственников по старым фотографиям. По материнской линии Михаил - финн. На выставке есть еще один очень необычный портрет. Дед - ингерманландец, расстрелянный в 1937 году. И опять глаза. Необыкновенно голубые, настрадавшиеся. От его взгляда становится не по себе... То ли князь Мышкин, то ли гоголевский Акакий Акакиевич. Он словно чувствовал приближение смерти...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
- 2799 просмотров